суббота, 28 июля 2012 г.

Сказка о Красоте и Пользе


В одной оранжерее жила прекрасная Лилия. Вокруг нее росли такие же, как и она, прекрасные цветы.

Лилия слышала с детства, что важно быть полезной. А ответы на вопросы типа «кому важно, кто такие эти другие, и почему им нужна польза...», - определила как частные,  менее важные.

И вообще перестала о них задумываться. 

Еще ей говорили, что надо всегда следовать цели. Лилия чувствовала радость, что определилась с целью и будет ей следовать.

Внутренняя ясность картины мира Лилии гармонировала с внешней красотой и благоуханием. Она была настоящим шедевром творца!

Все дни Лилии были приятным релаксом. В оранжерее тепло, всегда достаточно света и влаги. Почву удобряют, вредителей уничтожают. Райское место, что ни говори.

Но однажды привычный уклад жизни был нарушен. Работники оранжереи, эти ангелы-хранители райского уголка, не пришли. Они ушли в отпуск. Жаль, что люди не знают как сказать цветам, что они собираются делать, иначе не было бы такой паники.

Вот так, неожиданно, как и все ее соседи, Лилия осталась без присмотра. Она стала себя успокаивать: «Подкормка у меня автоматическая, поливают нас фонтанчики. Солнышко вроде светит. Уф, не все так страшно».

Но ближе к вечеру Лилия заметила на своем листочке желтый налет. «Что это?», - подумала она. «Я заболела?» Потом она заметила на другом листочке маленькую букашку.

- Ты кто? - спросила Лилия, - и что тебе от меня нужно?
И букашка ответила: - Я Тля и собираюсь тобой перекусить!

Вот это наглость!

- Я прекрасная Лилия, в свое время я украшу чью-нибудь гостиную или столовую. Ты не можешь портить мою красоту. Я же тогда не смогу быть полезной! Убирайся отсюда и ешь кого-нибудь другого!

- Мне абсолютно все равно до твоей красоты и пользы!

Тля сказала это даже отвратительнее. Она употребила это мерзкое словечко «фиолетово».

- Я хочу кушать и ты мой обед! - ухмыльнулась Тля. - Но если ты так «заморачиваешься» (ох, опять этот отвратительный жаргон…) по поводу пользы, то я тебя обрадую. Ты полезный для меня обед. А, если повезет, будешь полезна еще и моему потомству. Это тебя успокоит, вегетарианская ты моя?

И она опять ухмыльнулась, откусывая краешек листа.

Лилия чувствовала боль, гнев и беспомощность. Тля наносила вред ее самой главной ценности - красоте. Но это правда, она полезна для этой букашки!
Что-то здесь не правильно, так не должно быть! Она была уверена, быть полезной почетно, не больно и безопасно! Ох, как же она ошибалась…

Если люди подоспеют слишком поздно, она не сможет выполнить своего предназначения. Она даже не сможет долго оставаться полезной для Тли, потому что размер пользы ограничен количеством ее листьев.

Оказывается, помимо двух ценностей - чудесного аромата и идеальной формы, - есть еще одна. Это вкус ее тела, которое вот это вот животное сейчас ест.  Да уж, знание иногда умножает скорбь.

Она изо всех сил старалась не закричать от боли. И впервые задумалась,  что такое польза?

Раньше Лилия полагала, что это когда другому грустно или чего-то не хватает, но появляешься ты, и другому становится лучше, веселее. Вот людям не хватает в жизни красоты. Они выращивают лилии, и им становится от красоты приятно внутри.

Да, но ведь это про то, как доставить радость другим, как принести им пользу. Но хорошо ли тебе? 

И что это за слова «доставить, принести»? Радость и польза – товары, а ты бесплатный курьер по их доставке? «Звоните нам и покупайте, выезд курьера бесплатный»...

Люди платят за товары. Курьеру платит покупатель или компания, в стоимость товара включены его старания. Трудно представить курьера, который изо дня в день разносит радость и пользу бесплатно.  И, предположим, ему больно, также как мне сейчас. Изо дня в день, изо дня в день... что-то с ним не так… Я, кажется, понимаю…его используют… если ему не платят.

Да, он полезный, но его используют! Полезность там, где есть обмен, а использование там, где его нет. А корень слова одинаковый!

Она задумалась, почему она никогда не слышала рассказов о том, как доставляли радость и приносили пользу своей красотой другие лилии, ее предшественницы? Где они все сейчас? Они были так же прекрасны, как она, но что с ними сделали люди, добрые ангелы-хранители?

Она вдруг вспомнила, что оставшаяся с прошлого года старая луковица что-то говорила про это. Да, она говорила, что некоторое время назад все лилии срезали ножом и унесли в большой корзине приносить пользу людям. Но если так больно от маленьких челюстей Тли, то как же больно от ножа, перерезающего стебель полностью? И ведь после этого Лилия умрет, это неизбежно...

Почему она не думала об этом раньше? Покупатели получат радость и пользу, продавцы и курьеры деньги. А что получат использованные для этого обмена цветы, кроме боли и обреченности? Ах, ну да, осознание, что принесли пользу.

Это было низвержение ее мира красоты и гармонии. Иллюзий больше нет. Но что теперь делать с этим просветлением?

Почему люди не думают, что можно по-другому передать красоту и пользу? Почему нельзя принести в дом Лилию в горшке и сохранить ей жизнь?  Она долго будет радовать глаз и оставит после себя маленькие луковички. И красоты станет еще больше!

Луковички нужно будет поливать и с восходом солнца говорить «доброе утро». Совсем немного, чтобы вернуть красоте благодарность и уважение. Вот мир взаимной пользы. Почему люди часто выбирают использование?

Лилия посмотрела на листочек, который выбрала Тля и увидела, что уже нет доброй трети. Она так ушла в размышления, что перестала чувствовать боль.

Значит, добрые ангелы-хранители однажды их убьют, и трупы понесут "приносить пользу"… привычным им способом обращения с красотой… разрушая ее.


Гильотина иллюзий. Ангелы-спасители стали демонами, а демоны - спасителями (хоть и вид, и сленг у Тли далеко не ангельский...). Интересно, всегда ли это так, - тот, кто создает для тебя рай, впоследствии собирается тебя убить? А тот, кто открыто наносит вред, впоследствии спасет от верной гибели?

- Чтобы остаться живой, мне нужно утратить ценность, из-за которой нас убивают, надо утратить красоту, - рассуждала Лилия. - Да, это единственный способ. Хотя... можно попробовать договориться с людьми..., но они не понимают язык цветов. Они вообще мало что понимают, если это их не касается.


Да, Тля – это ее чудесное спасение. Пусть съест часть листьев, пусть испортит даже цветок, но спасет ей жизнь! И Лилия уже совсем по-другому посмотрела на чавкающую от удовольствия Тлю.  А всего то и нужно было усомниться в том, во что так долго верила, - в незыблемых, благородных, почитаемых принципах... с подачи того, кто решил тобой полакомиться.

Лилии даже показалось, что она стала немного ваше ростом. 

А что же с другими цветами? Никто из них не жалуется. Видимо, Тля случайно сюда забрела и выбрала именно ее. Но сколько они еще будут кормить свои иллюзии, пока она кормит Тлю?  

И тут Лилия отчетливо поняла, что не сможет передать им свое знание, даже если захочет. Представляете всеобщую реакцию, когда Лилия скажет: «Дорогие мои подружки! Я больна и предлагаю вам свою болезнь как подарок и залог спасения!» 

Потом надо будет сказать о том, что работники оранжереи убийцы и что все лилии скоро погибнут от их рук, что их высокая мечта неосуществима, а вера в идеал полезности, – не более чем иллюзия.  Полезными они никогда не будут (для этого нужна другая культура потребления), их удел – быть использованными. Кто в это поверит?

В добавок, придется обречь дорогих подруг на боль и страдания, сделать их уродливыми, погубить их красоту! Нет, никогда! Нет, пусть уж лучше они живут в иллюзиях!

Лилия посмотрела на Тлю и сказала: "Дорогая Тля, я так тебе благодарна за то, что ты выбрала именно меня для своего обеда. Ты позволила мне многое понять. Возможно, ты даже спасешь мне жизнь".

У Тли кусок застрял в горле. Даже вкус сочной зеленой мякоти немного изменился.

- Я злостная, ехидная, беспринципная Тля. Что она такое мне говорит? Спасибо тебе… именно меня…  помогла понять… Я какая-то хорошая получаюсь, где-то даже учитель…

- Тьфу, весь аппетит пропал! Да ну вас, лилий, в пень! Пойду я лучше отсюда на волю, на простую травку. Мне фиолетово, что есть. А травка, она думает меньше. Вот она точно будет стонать и жаловаться, умолять и просить, когда я за нее примусь. Вот это будет удовольствие! И Тля свалилась с листочка на землю и быстро побежала на маленьких, но шустрых лапках к выходу из оранжереи.

Какое же это облегчение, когда боли больше нет. Какое блаженство жить без боли!

Но опять проблема: Тля успела съесть не больше половины листочка, и этого недостаточно, чтобы забраковали весь цветок. Она все еще прекрасная Лилия, способная нести красоту в мир, а, значит, очень уязвима. 

Что делать? Как спастись самой и спасти всех остальных? Как до них донести посетившее ее озарение? Почему просветление приходит к единицам и только через боль и испытания? И при этом нужно суметь собраться и, превозмогая боль, включить мозг, а не «уйти в жертву». Да, а потом поблагодарить «злодея», который «несет просветление в массы». Без благодарности просветление, может, и случится, но боль не прекратится. А зачем множить боль?

Лилия почувствовала внутри ясность. А, значит есть план действий: рассказать про пользу и использование, про убеждения и заблуждения, про перспективы оранжерейной жизни, про современную культуру потребления. И, самое главное, убедить, что смена ценностной парадигмы возможна!

Не удивляйся так, читатель. Просветленное состояние сознания цветов делает это с легкостью. Ну, а нам, обычным людям, представляете задачка... Тут выговорить то непросто, а уж поверить, что это под силу одной отдельно взятой Лилии…

Подружки рядом заметили, что Лилия какая-то молчаливая сегодня, но не трогали ее, потому что знали, что иногда хочется побыть одной.

Как же объяснить, увлечь, организовать? - размышляла Лилия.  И ее осенило! Не обязательно объяснять словами. Словам трудно верить, если нет доказательств. Надо объяснить действием, своим примером.

Лилия нагнулась к листочку, который был изъеден Тлей, и с силой выдернула его из стебля. Он оторвался от стебля и упал на землю. Она смогла удержаться, чтобы не вскрикнуть от боли, чем и привлекла всеобщее внимание.

- Что ты делаешь? Зачем ты себя травмируешь? Красота – это главное, что у нас есть!
- Главное, что у нас есть - это жизнь, - сказала Лилия. -Смотрите, мой листочек, который лежит на земле, он неправильной формы. Его изъела Тля, он утратил красоту, а значит, и свою ценность. Я его убила, чтобы стать более красивой, чем была с таким «обрубком». Так я сейчас более ценная для человека, который меня потом купит. Но я тогда уже буду мертва! Потому что люди покупают не живые цветы, а мертвые. Большинство людей не умеет ценить жизнь вообще.  Они приносят домой наши трупы и любуются ими.  Я и вы пока живете. Пока… 

Но настанет срок и вашу красоту принесут в жертву удовольствиям людей. Именно в жертву, убив вас, как я убила этот бедный листок. Я сделала это, чтобы вы поверили мне. Люди несовершенны! Мы думаем, что они ангелы, но они всего лишь потребители! И нам надо как-то объяснить, что мы тоже испытываем боль, что мы хотим быть полезными, а не использованными. Тогда мы сможем дольше радовать их.

У меня есть идея. Давайте сделаем живую картину на земле. Мы изобразим лилию в красивом горшке. А рядом - девочку с лейкой. Пусть картина будет такой красивой, что невозможно оторвать глаз. Люди не понимают наш язык, но они еще способны видеть красоту и на этом языке мы сможем до них достучаться!

Нам нужно решить, кто останется на месте, а кто переместится. Кто будет символизировать цветок, кто горшок, кто лейку, а кто девочку. Вот такое мое предложение, мои дорогие подруги!

Жители оранжереи внимательно слушали Лилию. Она говорила так проникновенно, что ей невозможно было не верить. Когда слова идут из сердца, а все существо им вторит, - вера неизбежа.

К тому же, всем цветам понравилась сама идея, ведь она не наносила никому вреда, а, даже наоборот, вносила оживление, вела к новым знакомствам и переменам.

- С чего начнем, подружки? 
- Мы хотим быть горшочком с землей, - сказала группа цветов у входа в оранжерею. 
- А мы будем стеблем... а мы будем лейкой... Со всех сторон раздавались оживленные возгласы. 

И действие началось!

Они вместе занялись творчеством, в процессе которого уже не осталось незнакомых друг с другом цветов. Все быстро стали одной семьей, потому что появилось совместное занятие - сохранять единство. Кроме мечты стать полезными "мифическим" людям в будущем, появилась возможность быть полезными друг другу прямо сейчас. Их всеобщая мечта стала реальностью. 

Какое это счастье!

Много энергии было вложено в живую картину, много смысла. Получился потрясающий флешмоб! 

Люди, когда вернулись и увидели это, были потрясены. Как цветам удалось так быстро объединиться? Как удалось так долго и согласованно удерживать послание для них? Они и подумать не могли, что цветы могут действовать как единое существо!

Работники оранжереи любили своих питомцев и, конечно, поняли цветочное послание. Они и сами знали, что это жестоко и неправильно. Но продолжали это делать из года в год, хотя ненавидели тот день, когда нужно было устраивать «смертельную жатву». 
Но теперь оставить все как было в течение многих лет невозможно!

Живая картина не выходила у них из головы и прочно поселилась в сердце. Они объявили голодную забастовку, о которой заговорили в газетах. Одновременно они обратились c петицией к руководству цветочного хозяйства. В общем, так же как цветы, согласовали свои действия и следовали плану. И настояли на смене технологии цветочных продаж. 

Пришлось «поколдовать» рекламе и маркетингу. Образ «цветка в горшке» внедрили куда только можно. На первое сентября, например, запретили дарить учителям срезанные цветы, но можно было дарить цветы в горшках.
После согласованных усилий (у людей это тоже иногда получается) все  замечательно организовалось. 

Теперь каждый цветок бережно выкапывали, помещали в красивый горшок, затем всех ставили на большие платформы и везли продавать. Цветы стали путешественниками. Появилась новая форма туризма - цветочный. А работники оранжереи так и стали называть себя - менеджер по цветочному туризму. 
- Эту группу отправляем в Тверь, а эту в Мытищи. Приятного путешествия,  красавицы!

Каждая путешественница потом приобретала прописку по новому адресу, а в придачу Хозяина, заботливого и любящего. Люди стали почитать цветочную цивилизацию и от дружбы с цветами сами стали прекраснее. А еще они стали больше любить жизнь.

А что с нашей Лилией? Легенды о первой красавице, изменившей представления о красоте и пользе, до сих пор популярны у цветов. Может быть, со временем, станут популярны и у людей, кто знает.

А сама Лилия до сих пор помнит своего учителя, - маленькую Тлю, сказавшую по поводу ее красоты «мне фиолетово».

Я тоже задумалась. Кто смеется над моими ценностями, обращается с ними «как примитивное насекомое»? Кто пытается откусить от меня кусочек и совершенно бесплатно? Может, это учитель… Пусть даже и такой неблаговидный, несолидный, больноватый, угловатый, некультурный, негламурный…

Кто забирает мое сияние, красоту, опыт и при этом не заботится обо мне,  и даже не благодарит? Может, он в своей привычке потреблять просто не знает, что можно по-другому? Может, просто нет формы, повода, случая, нет навыка и умения дарить любовь и заботу? Или просто нет желания? Знает, что должен, но не заботится…

Может, пришла пора разобраться, кто пытается использовать, а кто - обменяться пользой, заботой, любовью? И если я  запрещу использование, на том конце провода задумаются, наконец, о пользе и обмене?

Тогда можно будет, как те цветы, вместе создать что-то неожиданно красивое, объемное, осмысленное… дающее единство и развитие не только по горизонтали, между людьми, но и по вертикали, - между людьми и структурами свыше. Возможно, это усилит и укрепит связь с теми, кто нас сюда привел и «присматривает» из других пространств.

...Значит, когда я думаю про баланс, я думаю о гармонии мироздания?
Что же, это мое маленькое просветление. В таком состоянии мне будет легче сказать «нет» халяве, как виду традиционной потребительской культуры. А возможно, даже удастся стать полезной, а не использованной.

Я и вам того же желаю!

* Написано под клиентский запрос: "В отношениях я всегда отдаю себя полностью, а меня каждый раз оставляют без поддержки, используют и бросают".

2 комментария:

  1. Лена, спасибо за сказку! После нашей последней консультации, мое отношение к себе, к своей красоте, к своей женственности поменялись кардинальным образом. Я перестала быть "курьером" по бесплатной доставки радости и счастья. Так как бесплатно полученное развращало и создавало вокруг меня потребителей, которые аккуратнененько "ели" все то, что я им предлагала ничего не требуя взамен.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить