вторник, 24 июля 2012 г.

Сказка о Золотом Петушке

В очередную пятницу, 20.07.2012, была встреча со сказкой «О Золотом Петушке» А.С.Пушкина.
Лирическое предисловие.
Наследие А.С. Пушкина не перестает удивлять и восхищать. Как можно так упаковывать мудрость, не забывая при этом о красоте внешней формы?
Ну что же, начнем изложение материала, который предстал при вскрытии письма от Александра Сергеевича.

Вот Вы, после знакомства со сказкой, как бы сказали, кто главный герой?   Царь Дадон? Золотой петушок? Мудрый скопец Звездочет? Три попытки использованы, но Вы не попали.

Главный герой сказки – Шамаханская царица! Фигура теневая в начале, но это не уменьшает ее значимости и влияния на сюжетную линию. Наоборот, увеличивает ее «удельный вес» в общей сказочной канве.

И сказка эта про то, как не удались женские попытки выстроить свое счастье и обеспечить свою безбедную старость.

И, между прочим, она очень напоминает сказку «О рыбаке и рыбке», если рассматривать женские стратегии построения счастья. Неудачные, кстати.

Старуха осталась с разбитым корытом, - и это после жизни вольной царицей. И Шамаханская царица после жизни сначала со старшим царевичем, а потом и с царем, тоже ни с чем из царства удалилась, правда, оставив шлейф мужских смертей после себя, то есть, существенно попортив свою карму.

Давайте смотреть, что не так она делала, где ошибалась. Но сначала разберем начало сказки, где о царице пока ни слова…

У одного царя были проблемы с границами государства. На него нападали со всех сторон враги-недруги. Он потерял сон,  у него повысилась тревожность, актуализировалось и активизировалось поисковое поведение по обеспечению охранных средств.

Пушкин объясняет причину такой напасти: «Смолоду был грозен он и соседям то и дело наносил обиды смело».

И вот царь устал бесчинствовать по старости лет, задумался о вечном, стал общаться с мудрым Звездочетом и т.д.

И сразу встретился лицом к лицу с работниками кармы. А соседи, «страшный вред ему творя», честно исполняли кармические показания. Они вынудили царя потратиться на военный сектор экономики и часть казны инвестировать в содержание «многочисленной рати». Все тщетно.

Потому что техническое состояние военной машины уже не соответствовало запросам времени и ситуации. «Воеводы не дремали, но никак не успевали» обеспечить неприкосновенность границ. Пушкин не указывает, какое количество неудачных попыток обороны привело к смене парадигмы. Но привело…

Не глупый, собственно, царь понял, что нужно другое качество секьюрити, так чтобы был охват и скорость оповещения. А Звездочет, он правильно понял потребность царя и предложил камеру слежения в виде золотого петушка, способного держать под контролем весь пограничный периметр царства и незамедлительно давать сигнал SOS штабу воевод.
Вот это бывает редко, когда и интеллект, и маркетинг в дружбе живут.

Остается за кадром, а где Звездочет взял деньги на такой передовой старт ап? И вот это вот первое косвенное упоминание о теневой фигуре Шамаханской царицы. Но с первого прочтения даже и не спрашиваешь себя, откуда у мудреца Звездочета столько золота (ведь петушок то золотой…) и возможностей создать апробированный, технически выверенный образец военной техники? Кто его спонсировал и зачем?

Умное примечание 1: Даже если вам очень плохо, и возникает «что-то», после чего сразу становится хорошо, - выясните, кто спонсировал это решение, зачем тратился и чем вы ему будете платить.

Вот наблюдаем опасную слепоту царя. Когда человек в стрессе и сильно в чем-то нуждается, - он на крючке!  Он оторван от реальности и у него туннельное зрение. Он готов на все, только бы опять расслабиться и успокоиться.

Ну так вот, петушок…  Это радостное событие, когда изобретение востребовано. Золотого петушка установили на башне, внедрили патент, так сказать. Но как определить его ценность? Ведь тогда еще не было способов расчета НВП (национального валового продукта). И как царю теперь разойтись с мудрецом Звездочетом?

Горы золота он, конечно, посулил, но не насыпал почему-то. А дал клятву исполнить волю мудреца как свою собственную, по первому требованию.

И вот на этом месте останавливаемся.

Царь понимает, что лжет? А мудрец понимает, что поступает не мудро, веря в это? Он, между прочим, сразу перестает быть мудрецом, а переходит в лагерь умнобедных.  Уж лучше бы золотом взял… Но не все так однозначно!

Фактически, Звездочет выдает царю бессрочный кредит, причем, форма и порядок возврата не определены. А царь становится пользователем взятого в долг образца. Намерение отсыпать за него золота царь «замял». А собирается расплатиться своей волей. Что это значит? А то, что обещает однажды подчиниться мудрецу.  Да так, что даже момент Х – когда подчиниться, - определит лицо, выдавшее образец в кредит.

И это решает царь, у которого работа казнить и миловать, решать это самовольно, а порой, как вздумается. А он добровольно из топ менеджера в «нормал стаф» перейти соглашается. Эти «тяжкие» обязанности складывает с себя только за то, чтобы спать спокойно под присмотром петушка.

Ну где-то сермяжная правда в этом есть.  В современном бизнесе сейчас столько нелюбви, что выдерживать это удается не каждому. Кто-то бросает все и едет в экзотические страны продавать футболки (я знаю такой пример). Кто-то инсценирует несчастный случай на дороге, делает новые документы и идет в таксисты (и такой случай знаю). Кто-то становится свободным художником со своей частной целевой аудиторией (такого очень много).

Эй, Большой Бизнес! Может, попытаешься больше любить ЧЕЛОВЕКА? И не поглощать его целиком и полностью?

Может надо помолиться Большому Бизнесу?

Молитва:
Большой Бизнес, позволь мне личную жизнь и личностное развитие. Позволь мне самому выбирать направления развития, а не брать только то, что предлагаешь ты.
Дай мне время на себя самого, позволь спокойный и здоровый сон.
Дай мне возможность насладиться семейным счастьем и вырастить детей. Сократи рабочий день мамам, ну хотя бы часа на два. Дом и дети так в них нуждаются!
И если дети будут с детства здоровыми и согретыми семьей, тебе же лучше будет! Они же потом в твои ряды вольются. Не будь таким узколобым и близоруким!

Вернемся к сюжету.

Итак, царь закладывает свою душу мудрецу. Но мы то все знаем, кому закладывают душу…

Так вот так он искушает? Появляется в момент острой нужды, дает решение, отказывается от оплаты, не оформляет никаких письменных договоров, никак не намекает,  когда должок истребует и в какой форме.И народу известен как мудрец.

А за всей этой игрой наблюдает третий – спонсор (Шамаханская царица). А вы уже четвертый, который наблюдает и за царем, и за Звездочетом, и за Шамаханской царицей.

Шамаханская спонсирует проект, потому что хочет присоединить к себе царство. Она одинока, а в царстве есть одинокий царь. Возможно, когда царь бесчинствовал, было убито много мужчин на шамаханской территории, и женщина теперь вынужденно одинокая. Кто знает…

Царица направляет очи туда, где есть мужская энергия. По соседству царь и два царских сына. Ее за это даже упрекнуть глупо, по существу, все правильно делает.  Но как…

Вот по форме и формату вопросы остаются. Она провоцирует набег, внедряет петушка, чтобы указать правильное направление где ее искать. Как-то по-мужски действует. Слишком решительно, умно и где-то коварно. Но, с другой стороны, создала идеальные условия для мужчины побыть победителем. А мужчина - гость и мужчина - завоеватель, - это два разных мужчины. Умная она была женщина, не поспоришь...

Только ждала она царя, а не его сыновей.

Сцена, когда царь решает кому идти в поход, насыщена раздумьями. Надо определиться: идти самому, старшому или младшенькому? Сам навоевался до тошноты в молодости. У старшего - жена-дети, но опыт и сила. Младший - очень любим и его надо еще наставлять. Старшему и жребий.
И добровольно здорового, в полном расцвете лет наследника престола царице дарит. Отрывает, между прочим, от его семьи и детей. Бонусом, вместо себя, незнакомой женщине.

Умное примечание 2: Принимая решение,  посмотрите, чем вы платите за свой комфорт. Не обязательно сразу жертвовать козырем. Зайдите менее ценной мастью (воеводы есть). А лучше выяснить, как, когда и зачем вы создали себе эту «нужду»? А уж если вы создали, то вы сами и платите, а не «сорите детьми»!

Ушел старший царевич биться «за родину» и за отцовскую карму. Любит папу очень и не перечит ему. Понимает сыновний долг. Ох, сколько цвета мужского полегло по этому делу! И продолжает по сей день в отцовскую войнушку играть…

Нападавшим было сказано биться так, чтобы пришел победитель к царевне целым – невредимым. Так и вышло. Увидел старший царевич красоту необычайную. И, конечно, с ней остаться захотел.

Шамаханская сначала удивилась молодому счастью, ждала-то царя батюшку. Но согласилась жить с молодым наследником царских владений, хотя и только в перспективе наследующим царство.

Но ей захотелось ускорить процесс присвоения царства. И она опять набег организовала. Не умела ждать царица…  и сделала роковую ошибку, как потом выяснится.

Умное примечание 3: Вы наметили цель, четко и ясно сформулировали результат. Прекрасно.  А пришло вам даже больше, чем заказывали и гораздо лучшего качества. Но в потенции пока. Ну и наслаждайтесь жизнью! Уважайте время, увлекайтесь процессом! Можно заработать несварение не вызревшим плодом.

Петушок кричит, царь младшего сына посылает на битву. А вот сам спокойно при этом спит. А карма то его!

Младший пришел в походе к старшему. Думаете, они красоту женскую делили, когда «меч вонзили друг во друга». Нет, все не так было. Старший Шамаханскую и не показал даже младшему, в шатер его не пустил, спрятал от лишних мужских глаз.

Братья о совести рассуждать стали и заспорили.  Младший говорил: «Что я вижу, ты живой! А мы от тебя вестей не получаем, жена все глаза выплакала. И про детей не вспоминаешь. А отцу хоть бы весточку послал!  Предал ты всех нас, своих родственников! А ведь ты за нас биться пошел, забыл разве? А здесь у тебя шатер, и не голодаешь, как погляжу.  Я дом оставил, столько воинов загубил, а ты... в шатер меня не зовешь, у порога разговариваешь..."

Братья друг друга поубивали совсем. Вот так могут убивать не исполненные родовые послания.

Шамаханская даже не стала их хоронить.  То есть решила: "Раз не из-за меня, то и не мое это дело. Пускай родственники заботятся, куда потом приходить на могилу. Может, решат на своем кладбище их похоронить?" Тоже уважение семье выразила, как бы…

Хотя, так, со стороны, картина уважения семейных традиций зловещая получается.
Поэтому вынуждена царица еще один набег затеять и не откладывать с этим, чтобы скорее с захоронением как-то решить.

Подается сигнал петушку о новом набеге. А работники кармы радуются. Теперь очередь до царя дошла. Всю разменную монету в виде сыновей царь уже потратил.
Иди, голубок, давай. Собирай плоды того, что посеял. Время пришло!

Думал, петушок тебе для спокойствия дан? Как же! Это кармический колокол. Помните, по кому звонит колокол? По кому кукарекает петушок? По тебе, дорогой царь! Жаль, что понял это только с третьего «кири куку». Хоть потомство бы после себя оставил…

А помним, кто кнопку кармы нажал? Главная героиня, Шамаханская царица. Потому что царь, играя в войну в молодости, помешал ее женскому счастью.  И она, не зная, куда себя деть, отточила ум, составила план, инвестировала финансы. В общем, сложа руки не сидела. Ошибка только в том, что действовала не на женских энергиях, только и всего.

Видит царь кладбище своих воинов. Видит сыновей убитых.  И душа правильно определяет: «Горе! Смерть моя пришла». И пространство откликается: «Застонала тяжким стоном глубь долин, и сердце гор потряслося». Пятая симфония Бетховена. Так судьба стучится в дверь.

Драматизм нарастает. И ждешь самого страшного конца вот прямо сейчас. Под занавес.
Но гений Пушкин не дает занавес, а дает новую сцену.  Драматическая кульминация превращается в начало нового захватывающего испытания. Последний шанс дали по карме, как бы. А может, все-таки, есть надежда для этого старичка? Самое последнее предупреждение…

«Вдруг шатер распахнулся…и девица, Шамаханская царица, вся сияя, как заря, тихо встретила царя». Царь про войско забыл, про смерть сыновей забыл, про основную задачу похода тоже забыл. Полное замещение целей и ценностей. И волю свою царице подчинил « безусловно», потому что «околдован, восхищен»…

А еще он Звездочету обещал волю подчинить.  Хотя, где-то даже это один источник. Звездочет был царицей проспонсирован, ей же и заслан. А, может, он ее отцом вообще был… Нет, это вряд ли.

С мутными целями и намерениями, с размытыми ценностями, с "вязкой" волей. Царь. Понимаете несоответствие? Вижу, что понимаете.

Ну конечно, и работники кармы поняли, что он безнадежен. В юности тешится тем, что утверждается набегами за чужой счет. В старости тешится соблазнами женскими. В перерывах между этим тешится сладким сном, пока сыновья друг друга убивают.

Взрослый мужчина со статусом, а тешится как дитя! Взрослеть когда будет? В этой версии судьбы уже точно не получается!

Эх, теперь встреча со скопцом Звездочетом. Он требует плату за петушка. В виде отказа царя (по собственной воле!) от любимой женщины. Звездочета не прельщает ни казна, ни чин боярский, ни царский конь. Полцарства дают – не берет!

Самый последний тест в самом последнем испытании. Надо признать, не злые они, служители кармы. Очень терпеливые, много раз взвесят и перепроверят, пока решение примут. Вот только слышать их не всегда получается.

А так смотреть, мог бы царь волю свою, как и обещал, подарить Звездочету, а не царице. Раз уж она, воля царская, теперь тоже разменная монета стала. Сыновья то все кончились, чем еще на ценностном рынке заинтересовать?

Отдал бы волю, кому пообещал, - сохранил бы себе жизнь. Но тогда это будет уже другая сказка - про ответственность. А тут ей вообще не пахнет. Сплошные леденцы-петушки для взрослого с виду мужчины.

Умное примечание 4: Вспомните, кому чего обещали, но пока не выполнили. Какая ваша ценность требует такой платы? Это все еще ценность? Это та самая плата? Оно того стоит?
Если да, почему еще не расплатились? Это может накрыть в самый неподходящий момент. Лучше вообще не брать в долг. Хотя вся наша экономика на займах, и вся наша жизнь выстроена на задолженности и долженствовании.
Вы уверены, что волю еще не заложили?
Не плохо бы еще понять, чем меняетесь, что пускаете в расход.

Трудные вопросы. Но на то и гениален Пушкин!
Чтобы вам было легче после примечания 4, скажу, что в жизни есть классная вещь - подарки. Например, жизнь, которую нам дарят родители. Величайшая ценность – даром. Но это исключение. А вот что касается чинов, коней, любимых – тут надо разбираться с оплатой.

Царь скопца "хватил своим жезлом", из того дух - вон. Царица почему-то при виде этого смеется (точно Звездочет ей не отец). А понятно, ей же не надо теперь ему комиссионные за использование патентованного механизма  выплачивать. Царь встревожен, но усмехается вместе с ней. Так хладнокровно это делают только в голливудских боевиках. И вот в сказке в этой тоже…

Представьте состояние служителей кармы. Столько полезных ситуаций создано на пути к царскому просветлению, столько попыток и вариаций. И вот после всего этого царь своей рукой убивает своего спасителя (помним, он же искуситель). Убивает, понимаете…

Но Звездочет еще раньше вмонтировал в механизм петушка чип, который включает программу уничтожения обидчика в случае смерти создателя. Такое посмертное возмездие.

Так Звездочет понимал справедливость. А как еще, жизнь тогда не страховали, и по сказке не очень понятно вообще кому выплачивать страховку.

Царя петух потом в темя клюнул и царь умер.  Вообще, там все умерли, кроме царицы. И она быстро после этого пропала куда-то. Правильно сделала, ведь мужчины нет, подданные мертвого царя ей уже не доверяют, юридических оснований взять власть в свои руки нет.

Неудачно все получилось. В государстве анархия началась, власть  придворные стали делить. Тоже перессорились все…В этой сказке нет хеппи энда. Так задумал Пушкин в ней грустный, но очень поучительный конец.

Умное примечание 5: Фиксируйте ваши отношения юридически.  Вам кажется, все идет по плану, даже где-то и с опережением сроков. Но исполнители могут за ваши деньги решать и свои личные задачи. И уничтожить весь ваш гениальный план в один миг.
А вы не будьте самоуверенными! Требуйте протокола и контракта, печати и подписи.
Спасибо за внимание.

2 комментария:

  1. очень занятно получилось! прочтение действительно необычное. Честно говоря я подзабыл, о чем сказка, и читал как будто заново, поэтому очень был заинтригован развязкой ))) в душе понимая, что Пушкин и не задумывался об этом, когда писал сказку.
    Мне кажется, что кармические вещи притянуты за уши. Любая сказка подводится под некую мораль, которую можно легко завязать с кармой. Но есть ли карма на самом деле?!?

    Для меня остался открытым вопрос практического применения подобного анализа?! "умные примечания" полезны, но до них можно дойти и своим умом, если умеешь анализировать свои ошибки, может быть по другому сформулированы, но общий смысл будет такой же.

    а может из этого опуса получился бы сценарий для захватывающего триллера на современный лад?! :) короче, все умерли

    ОтветитьУдалить
  2. Андрей, спасибо за обратную связь! Любое гениальное произведение с годами как хорошее вино становится более изысканным, более вкусным, более ценным. И виноделы не могут предсказать заранее вкус вина через 5, 10, 20... лет. Они просто вкладывают свою душу в процесс и обеспечивают условия хранения. И вино как живой организм уже зреет само. Зреет, - значит внутри жидкости происходит множество химических процессов, сложнейших превращений. Винная бочка - завод по синтезу новых ароматов и послевкусий, которым нужно время, чтобы возникнуть.
    Для сказки это тоже справедливо. Ей нужно время для вызревания. Смысл(или мораль в сказочном сленге) со временем только обогащается новыми видениями, находками, инсайтами, глубиной. Я когда перечитываю эти сказки, четко вижу эти новые вкусовые ноты. Мы их вместе "дегустируем" на группе, а потом создаем общий "вкусовой портрет".
    "Умные примечания" в анализе - это форма и способ структурировать текст. Это как если бы кукушка "отбивала" часы, чтобы структурировать время.
    Упоминание о карме я ввела в анализ специально, чтобы дать пространство для понятия "коллективная совесть", о которой знают все расстановщики (а анализ писался после расстановки сказки). И работа коллективной совести в анализе- очень важный элемент. Карма ее и обозначает, но просто слово короче и понятнее.
    Мне нравится идея сериала в стиле триллер по сказкам Пушкина.))Там, кстати, не все умерли, остались дети старшего царевича.))
    Благодарю тебя, Андрей.

    ОтветитьУдалить