Расстановки сказок

Приглашение на встречу со сказкой

Каждую пятницу мы собираемся в 19.00 и работаем с хорошо знакомой сказкой. То впечатление, тот инсайт, которые мы находим при погружении в сказочный сюжет, часто выражаются междометиями "ух ты" и "вот это да"!  Эта практика помогает узнать свою жизненную сюжетику, помогает взглянуть по-новому на, казалось бы, элементарные вещи. А, самое главное, возникают вопросы, для которых раньше и основания не было. А когда есть вопрос, приходит ответ. И к жизни добавляются новые краски!

У каждого человека есть своя любимая с детства сказка. Когда мы в детстве разглядывали в книге яркие картинки сказочных сюжетов, то непременно ставили себя на место сказочного персонажа и переживали события его волшебной жизни, его похождения «в тридевятом царстве в тридесятом государстве» как свои собственные. Очевидно, что детство ушло, но сказка внутри нас осталась…

Особенности метода

Метод расстановок сказочных сюжетов создает пространство для того, чтобы заново встретиться с персонажами сказок, уже из взрослой позиции и с накопленным жизненным опытом снова "прокрутить" сказочный сюжет, побывав не только в роли героя, но и в роли других персонажей. Для чего это нужно? Для того, чтобы собрать пазл в целостную картинку, чтобы прочесть текст полностью, чтобы ассоциированно прожить опыт всех значимых фигур сюжета, а затем диссоциированно его обобщить и интегрировать. Чтобы увидеть сюжет из разных мест,  выразить его разными точками зрения, сделать его объемным и целостным, почувствовать "вкус каждой составляющей сказочной рецептуры".

В процессе действа мы начинаем понимать мотивы, чувства, переживания каждого персонажа сказки, а не только главного героя. Нам удается видеть препятствия и подвох там, где раньше этого и не предполагали. Нам становится радостно от выбора там, где казалось бы его не может быть по определению. Нам открываются возможности в том месте, где по сюжету они не очевидны, но, тем не менее, их там "залежи". 

Мы начинаем понимать глубинный смысл стратегий, системную логику истории. Мы входим из плоскости сказки в ее объем, сами обрастая новыми гранями своей личности, становясь гибче, структурнее, ярче. Мы учимся взаимодействовать с темными персонажами, с теневыми структурами. В безопасном пространстве сказки мы можем без страха взаимодействовать с не симпатичным, угрожающим, пугающим персонажем, можем "проговорить ему и проделать с ним" любую фразу и поступок, что в жизни, возможно, делать не решаемся по самым разным причинам. 

Что мы получаем от этого? Опыт взаимодействия с тем, что в повседневной жизни обходим стороной, избегаем, отворачиваемся, вытесняем. Зачем? Чтобы вернуть свою силу, чтобы стать целостнее, двигаться быстрее.

Корни и история метода

Метод расстановок сказочных сюжетов близок к методу мифодрамы Якоба Леви Морено и  системным расстановкам Берта Хеллингера. Он позволяет уже взрослому человеку в групповой работе пережить знакомые мифологические и сказочные сюжеты. Пережив сюжет сказки или мифа заново, каждый сможет затем перенести прожитый опыт на реальную жизнь осознанно, сделать жизненный сюжет гармоничнее, а общение с близкими людьми комфортнее.

Первым из психотерапевтов, кто положил в основу своего учения тот факт, что содержание мифа и содержание человеческой души имеют что-то общее, был Карл Густав Юнг: «Понятие архетипа…вытекает из многочисленных наблюдений над мифами и сказками мировой литературы, которые, как оказалось, содержат устойчивые мотивы, которые неожиданно обнаруживаются повсюду. Мы встречаем эти же мотивы в фантазиях, снах, бреде, галлюцинациях индивидов, живущих сегодня». Итак, речь идет об «устойчивых мотивах», которые лежат в основе как сказочно-мифологической, так и психической реальности.

По форме изложения сюжетика сказки может быть героической, трагической или трикстерной.
Расстановки сказочных сюжетов и мифов проводится в группах исследовательских, в группах саморазвития или терапевтических. Однако, вне зависимости от темы и характера группы, это всегда тренинг спонтанности, расширяющий ролевой репертуар человека.

Цель подхода в исследовательских группах - изучение сказки с изнанки, в воплощенном действии, ощущая мировосприятие, чувства, переживания, побуждения выбранного персонажа. На группе можно сыграть сказку по-своему, переписать ее сюжет, - а значит, направить свою жизнь осознанно в желаемое русло.

Целью метода в группах саморазвития является самоисследование, обычно в русле юнгианской психологии и теории ролевых архетипов. В терапевтической группе расстановка сказочного сюжета может служить разогревом клиентской группы на определенную тему.

На наших группах мы будем работать с хорошо знакомыми с детства сказками в исследовательском формате. Мы будем проживать их заново и интегрировать то ценное, что обнаружим, в нашу жизнь.

Сказки являются универсальными кладовыми жизненных стратегий, они передают в символическом виде определенные процессы и стадии, которые проходит каждый человек на пути личностного развития.

Жду Вас в своей лаборатории. Новых Вам открытий! До встречи!


Комментариев нет:

Отправить комментарий